Привет! Если вам надоели скучные фотографии и вы в поисках чего-то нового, уникального — данный обзор Lensbaby Composer Pro Sweet 35 для вас!
Около 20+ лет я увлекаюсь фотографией. У меня была куча самых разных объективов, фотокамер и прочего фотооборудования. Я начал свой путь в фотографии с увлечения, любительства, которое в 2014 году эволюционировало в коммерцию. Я стал свадебным фотографом. Им я и проработал (совмещая с основной работой) до 2019 года. Затем случилось то, что мы с вами наблюдаем сейчас в мире. Вирус и его последствия.
Как итог, в 2021 году я продал всю свою фототехнику которая пылилась и лежала без дела. Я понял, что моя карьера фотографа точно завершена и нет смысла держать дорогое оборудование просто так. На данный момент у меня впервые в жизни нет фотоаппарата! Только смартфон. Деньги с продажи фототехники в итоге мне очень пригодились в другом деле.
Задаваясь вопросом, а есть ли что-то, о чём ты жалеешь, что продал? Раньше я не мог ничего сказать на этот счёт. Сейчас у меня есть точный ответ — это Lensbaby Composer Pro + Sweet 35.
Что же это за зверь такой, Lensbaby?
Lensbaby — бренд, под которым выпускается система художественных объективов, включающая объективы Lensbaby, оптические насадки и аксессуары. Отличительной особенностью этих объективов является возможность перемещения зоны резкости по плоскости изображения путём смещения оптической оси, что достигается благодаря гибкой конструкции корпуса.
Изобретение принадлежит Крейгу Стронгу, профессиональному американскому фотографу из Портленда (Орегон). Он решил реализовать в современных зеркальных камерах возможности крупноформатных карданных камер и дорогостоящих шифт-объективов, которые позволяли управлять перемещением зоны размытия кадра с помощью специальной системы смещения оптической оси. Экспериментируя с оптикой, Крейг собрал первый Lensbaby из старого объектива и гофрированного шланга от пылесоса. Объектив, несмотря на свою простоту, оказался настолько удачным, что в 2004 году Крейг начал его серийное производство.
Официальный сайт Lensbaby на котором можно ознакомиться с актуальной продукцией, ценами и примерами фотографий. Ассортимент постоянно пополняется новыми разработками.
О данном производителе и его продукции я узнал чисто случайно наткнувшись на фотографии одной девушки-фотографа, меня очень поразил эффект на её снимках, и я долгое время наивно считал, что это всё фотошоп, но нет, это был Lensbaby.
В те времена, а это был 2013-2014 год, Lensbaby встречался у нас не так часто. Помню только, что продукция была в наличии лишь в магазинах Плеер.ру и Лигафото. В первый я тогда и отправился, чтобы присмотреть и купить себе эту диковинку.
Перед покупкой я долго пытался найти на просторах интернета какую-либо адекватную информацию по данной штуке (это сейчас много обзоров), и достойные примеры фото, желательно из жизни, так сказать, «полевые» фото, а не рекламные. В этом плане поиски не увенчались особым успехом, хотелось большего, поэтому и принял решение поехать посмотреть эту фотоигрушку самому.
Конечно, хотелось сэкономить и было много вопросов в голове «получится подружиться с ним?», «насколько будет много брака в фото, и вообще, будет ли что в фокусе с моим-то зрением (у меня минус 5.5)?».
В магазине я заказал себе на пробу Muse и Composer Pro с модулем Sweet 35 Optic. Как итог — Muse оказался явно не мой выбор. Фокусироваться «гармошкой» для меня оказалось очень трудной задачей. Крайне непривычно и неудобно. Получить что-то дельное с моим зрением не вышло.
Следующим на очереди был Composer Pro с оптическим модулем Sweet 35. Тут всё встало на свои места — по сути это привычный, почти классический мануальный объектив! Только с нереальным эффектом сдвига и размытия. Как итог, мне понравилось, заинтересовало. Из всех Lensbaby это один из адекватных для знакомства. На тот момент был ещё модуль Edge 80, он очень хорош, но а) там фокусное расстояние 80mm и б) он стоил намного дороже. А я тогда не был в коммерческом фото и эта покупка для меня была крайне дорогой. Конечно, хотелось купить и попробовать все модули, но нужно было с чего-то начинать.
Отдельно хочется сказать про Lensbaby Muse, чтобы вы не повторяли моих ошибок. Безусловно, это самый дешёвый и простой вариант для пробы и знакомства с продукцией Lensbaby. Но не самый удачный.
Lensbaby Muse — первый вариант Lensbaby с модульной конструкцией. Объектив с этого момента разделяется на две основные части: гибкий полый корпус, крепящийся к байонету, и оптическую насадку, состоящую из одной и более линз.
Чтобы получить кадр нужно было прижимать объектив к одной из сторон. Результат получался разным. Иногда шокирующим. Но в целом, штука оказалась забавная.
Для управления диафрагмой здесь служат сменные магнитные диски. В комплекте поставки есть диски для f/2.8, 4, 5.6, 8, 16 и f/22, а также диски с фигурным отверстием в виде сердечка и звёздочки. В середине объектива диск диафрагмы надёжно фиксируется с помощью трёх магнитов. Чтобы поменять диск, следует воспользоваться устройством из комплекта поставки – установленная диафрагма примагничивается к съёмнику и без проблем достаётся из объектива.
За картинку здесь отвечает оптический модуль Double Glass. Фокусное расстояние составляет 50mm. Светосила 1:2. Данный модуль состоит из двух стеклянных линз с просветлением, и очень радует, что он съёмный. С помощью фирменного инструмента можно сменить насадку на иную, совместимую с Muse.
Я поигрался с данной насадкой в районе пары месяцев, осознал, что эта хрень мне совсем не подходит. Помимо неудобства использования здесь ещё вылезла хроматика, которую приходилось править в редакторе. Мне хотелось чего-то более привычного, ближе к обычному объективу. Но у меня же был ещё куплен Composer Pro. Что это такое, и чем он отличается от Muse?
Lensbaby Composer — название конструкции корпуса объектива, в которой гибкую гармошку заменяет шар. Смещение становится ещё более управляемым, появляется кольцо фокусировки для наведения ручного фокуса.
Количество оптических насадок для создания различных эффектов увеличивается, и вся система-«конструктор» получает название Optic Swap System. Фотограф получает возможность подобрать наиболее удобный для себя вариант корпуса объектива и менять насадки в зависимости от творческого замысла, дополняя их диафрагмами и теле- либо широкоугольным модулем.
Composer Pro — усовершенствованная за счёт материалов конструкция Composer, которая вышла в 2011 году. Вместо пластикового шара используется металлический, кольцо фокусировки приобретает более плавный ход. Это уже серьёзный, качественный инструмент в руках фотографа, рассчитанный на долгий срок службы. Ломаться тут почти нечему. Здесь нет никакой электроники и сложной механики.
Sweet 35 optic — оптический модуль, состоящий из нескольких линз с 12-лепестковой регулируемой диафрагмой (f/2,5 — f/22). Обеспечивает беспрецедентный творческий контроль над зонами резкости и размытия.
В итоге получается что основа это Composer Pro, а к нему можно покупать/докупать отдельные оптические модули и искать своё. Чем я и занялся. По факту у меня были в наличии два модуля Double Glass и Sweet 35, которые я мог использовать в своём Composer Pro. Но менял я их крайне редко, так как мне очень полюбился именно Sweet 35.
Lensbaby Sweet 35 Optic относится к мягкорисующим оптическим модулям. Сложная оптическая схема необходима для обеспечения высокой резкости в одной единственной точке кадра. Рисунок данного модуля чуть жёстче, чем у однолинзовых и двухлинзовых оптических насадок, и он более похож на размытие привычных объективов. В случае наклона оптической оси блики в зоне нерезкости могут принимать ярко выраженную вытянутую форму, акцентируя внимание зрителя на резком пятне.
Оптический модуль имеет уже встроенную ирисовую диафрагму*. Это значит, что менять её значение стало значительно проще по сравнению с другими насадками: вместо физической замены диафрагмы теперь нужно только покрутить кольцо как на объективе. При закрытии диафрагмы пятно резкости несколько увеличивается. Но добиться абсолютной резкости по всему полю кадра всё равно не получится. Характерные размытые края никуда не денутся. И при наклоне объектива блики будут всё так же вытягиваться, образуя прикольный рисунок.
Кольцо вокруг передней линзы снабжено шкалой диафрагм и необходимо для управления диафрагмой. Кольцо вращается плавно, приятно, и имеет фиксированные положения возле отмеченных на шкале значений. Максимально открытая дырка — f/2.5. Максимально закрытое положение — f/22. Диафрагма полностью ручная — никакого механизма предустановки или же управления ей с фотоаппарата не предусмотрено. Повторюсь, электроники, чипов как на адаптерах М42 здесь нет.
Для установки линзоблока нужно полностью открыть диафрагму и вставить лепестки байонета в пазы корпуса, после чего повернуть линзоблок по часовой стрелке, пока белые кружки не совместятся.
При снятии линзоблока нужно полностью закрыть диафрагму, а затем, надавив на линзоблок, повернуть его против часовой стрелки, пока не совместятся белые не закрашенные окружности. Это очень удобно и не требует применения фирменного инструмента Lensbaby, который необходим для извлечения иных модулей.
На обратной стороне линзоблока — собственно, задняя линза. Она ничем не защищена, поэтому при хранении линзоблока в футляре следует прикрывать её прилагающейся тканевой салфеткой и быть с ней аккуратным, чтобы не поцарапать.
Несколько раз я покупал различные 50mm фиксы, у меня были и Canon 50mm 1.4 и Canon 50mm 1.8 и Sigma 50mm 1.4 EX. Так или иначе я с ними расставался. Уставал от них. Универсальность фокусного в них для меня оказывалась крайне мала, а рисунок как-то особо не цеплял настолько, чтобы держать ту или иную линзу. Хотя родной 50mm 1.4 меня всё-таки радовал.
Lensbaby, со своими 35mm оказался куда предпочтительней. Мне здесь нравится фокусное расстояние. На практике вышло вполне удобно даже для похода, прогулок с одним Lensbaby. И конечно, мне понравился его необычный рисунок. Как бы кто не плевался в сторону данных штуковин, вот оптика у них вполне себе приличная. Не L серия, но всё же очень достойно, и со своим характером, индивидуальностью. На Canon 35mm 1.4 L у меня тогда денег не было, и не знаю, понравился бы он мне. Lensbaby оказался для меня очень удачным и экономным вариантом знакомства с 35mm.
Подводя черту под этими пунктами я пришёл к выводу, что всё-таки Lensbaby — объектив далеко не для каждого и не на каждый день. Это, конечно, прежде всего — арт объектив. Снимать им всё и вся как на обычный автофокусный зум-объектив, увы, не получится. Да, плюсов у него много, но минусы для кого-то оказываются гораздо весомее.
Не всегда нужно это арт размытие, не всегда комфортна ручная фокусировка. С портретной съёмкой тоже некие трудности. Так или иначе, на всё требуется время, время и время…а его иногда не хватает. Это объектив для терпеливых и неторопливой арт съёмки.
Lensbaby Composer Pro Sweet 35 запал в мою душу. Всё-таки есть что-то в его снимках магическое, чего нет у других объективов. И как не подделывай эффект различными плагинами в фотошопе, всё-равно это не то. Это другое, есть сильные отличия.
Всё сказанное выше — были мои мысли тогда, на 2014-2015-й год. Сейчас я понимаю насколько это была крутая штука и как мне с ней было здорово снимать. Да, я соглашусь с большей частью недостатков, они есть. Действительно, это объектив не для всех и не для оперативной, быстрой съёмки. Это творческий инструмент. В руках хорошего фотографа при помощи Lensbaby можно получить волшебные кадры, которые будут выделяться среди всего остального.
А в сравнении с нынешней мобильной фотографией он просто творит реальную магию. Не знаю насколько Lensbaby популярен сейчас, в эру смартфонов-убийц фотоаппаратов. Но знаю точно, Lensbaby никуда не денется, ведь это уникальное изобретение…
Очень сожалею, что мне пришлось его продать когда я ступил в сферу свадебной фотографии. Увы, там этот чудо-объектив не был бы востребован. На свадьбе всё происходит очень динамично и времени на творческие эксперименты просто нет.
Сейчас я бы с радостью вернулся к нему. Очень хочется снова поснимать на него. Если у меня когда-нибудь снова появятся свободные деньги, то я бы обязательно купил Composer Pro и Sweet 35. А к нему — body Canon 1Ds MkIII или ещё лучше, Sony A7sII, чтобы можно было свободно снимать вечером и быть всегда налегке. Но это теперь лишь мечты, мечты…
Увы, пока не закончится вся эта канитель с вирусом — это не имеет никакого значения. Снимать сейчас просто нечего. Все наши путешествия накрылись. Очень надеюсь, что мы ещё сможем застать хорошие времена и пожить без всяких страшных вирусов и ограничений…
Поделиться записью: